Эта лесная трава – подлинный уникум подмосковной флоры. Выделяется она среди зеленых подружек и обликом, совсем необычным, и редкостной целебной силой. Взгляните в конце весны на изумрудные поляны: среди густеющего травостоя легко отыскать прямой стебелек с пятнистыми цветками, собранными в кисть, и продолговатыми, тоже пятнистыми, листьями. Прежде всего поражает пурпуровый цветок, точь-в-точь копирующий тропическую орхидею. Правда, те орхидеи величавы, крупны и роскошны, ведь их родина – тропики, а ятрышник куда более скромен. Но он тоже орхидея, только северная. На родство с блистательными цветами намекает один из жести лепестков – голубой свисает, у основания видна шпорца.
Листья ятрышника по форме и расположению напоминают листья тюльпана. Пестрые цветы собраны в колосок. Так они более заметны насекомым. Многочисленные полосы и пятна на лепестках – своеобразные «медовые знаки»: показывают крылатым гостям направление к накопленным для них лакомствам. Насекомому, присевшему на губу-лепесток, надо пробуравить мясистую стенку шпорца, и только тогда откроется доступ к сладкому соку. Плоды Ятрышника – маленькие коробочки со множеством мелких семян. За год каждый стебель растения обзаводится новым сочным клубнем, или толстым пальчатым корнем. Они-то и представляют интерес для сборщиков лекарственного сырья.
Ятрышник пятнистый (Orchis musculata) в народе известен как кукушкины слезы. С чем связано это название? В русской деревне существовали обычаи встреч и проводов времен года. В преддверии красного лета справляли последний весенний праздник – вознесенье. С этого дня весна на отдых просится, уступаю дорогу лету. «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется» – приговаривалось в стародавние времен.
Интереснейший обряд – крещение кукушки – происходил у русских крестьян в преддверии лета красного, на вознесенье. Обряд этот, несомненно, языческого происхождения. Он воспевает обновление жизненных сил природы, возрождение и торжество солнечного тепла. Другая сторона действа – стремление людей повлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай в предстоящем летнем сезоне.
Крещение кукушки происходило так. Под вознесенье деревенские девушки и молодицы, втайне от мужчин, собирались в просторной избе шить наряд для кукушки. Наряд – рубашку, сарафан и платок готовили из разноцветных лоскутков. Руководила обрядом вдовая старуха – позыватка. Праздничным утром разодетые участницы «крестин» отправлялись в лес. Там средь зеленого приволья они искали траву кукушкины слезки. Вырвав с корнем парное количество стебельков (иногда брали одну траву, но обязательно с раздвоенным корнем), девушки обвивали их лентами, а затем обряжали в припасенные наряды. Когда-то так одевали настоящую кукушку, ну, а поскольку добыть вещую птицу нелегко, все чаще приходилось утешаться кукушкиными слезками, травой. Настоящую кукушку одевали в белую рубашку, а сарафан и платок полагались темные, ведь птица эта слыла вдовой – «ей мужа недостало». Травы же приукрашивались наряднее.
Когда ряженье заканчивалось, девушки наклоняли ветки берез (или орешника), свивали их в колыбельку, набрасывали туда платок, а на него клали свою «кукушку». Наступало время кумовства. Присутствующие разбивались на пары, становились над связанными ветками, приподнимали платок с «кукушкой», целовали ее, а затем друг дружку до трех раз, каждый раз меняясь местами, обменивались платками или кольцами. При этом поддерживали общую хороводную песню:
Кумушка, голубушка Серая кукушечка; Давай с тобой, девица, Давай покумимся! Ты мне кумушка – Я тебе голубушка.
Покумившиеся крестьянки считались родными не меньше чем на год, а то и на всю жизнь. Духовное родство – кумовство, побратимство и посестринство – восходит к очень отдаленным временам, когда люди верили, что, обменявшись личными вещами, они вступают в родственный союз: ведь каждая вещь, в представлении древних, носила частицу своего владельца.
К вечеру «кукушку» хоронили. Отрывали в заветном уголке леса ямку, прихорашивали ее новыми лоскутками и лентами, клали туда «кукушку» и засыпали землей. При этом хор пел:
Прощай, прощай, кукушечка, Прощай, прощай, рябушечка, До новых до берез, До красной до зари, До новой до травы.
Дней через десять крестьянки собирались в лес «воскрешать кукушку». Из земли ее вынимали, усаживали на ветки, напевая такие слова:
Кукушечка-рябушечка, Пташечка плакучая, К нам весна пришла, Весна красна, Нам зерна принесла…
Слово «весна» здесь в значении «тепло». В далекую старину год делили на зиму и весну, промежуточных сезонов не знали. Весна, таким образом, простиралась до самых холодов. Под напев этой обрядовой песни кумы одаривали одна другую орехами, бусами, кто что припас, и обменивались платками. Затем тут же устраивалось пиршество, на которое приглашались мужчины. Смешанные хороводы водили далеко за полночь. Общее веселье должно было повлиять на зарождение доброго урожая.
После обряда в одних местах «кукушку» оставляли на ветвях, в других травку несли в деревню. Молодые женщины по ее корням пытались дознаться о том, кто у них будет: мальчик или девочка. Корень длинный предвещал мальчика, круглый – девочку. Хранилась трава в доме для счастья и на случай размолвки между супругами.
Самобытная внешность ятрышника, но интересен он не цветами, а клубнями. В них-то и сосредоточены чудодейственные вещества, щедро наделенные питательными и лекарственными свойствами. В медицинской практике клубни ятрышника давно известны как салеп. Различают салеп круглый, в поперечнике до полутора сантиметра, и пальчатый – удлиненный и тонкий. Полагают, что круглые корни собирать предпочтительнее.
Салеп богат крахмалом, декстрином, белками, сахаром и обширной гаммой других питательных и целебных веществ. Но особенно ценны слизи, способствующие препаратам из ятрышника обволакивать стенки желудочно-кишечного тракта, а значит, закрывать язвы и различные воспаления от чрезмерных раздражений. Поэтому-то салеп и применяют при язвах, гастритах, дизентерии и некоторых отравлениях. Употребляют его еще для восстановления утраченных сил, после изнурительной болезни, от истощения, а также для поддержания бодрого, жизнерадостного самочувствия.
Отечественной аптеке клубни салепа известны давно. Признан пятнистый ятрышник и аптеками других стран. Среди же простого народа салеп применялся с времен незапамятных и назывался он кисельным корнем: использовался крестьянами для приготовления оздоровительных киселей и супов. Ведь всего 40 граммов порошка из толченых клубней возмещают человеку суточную норму питательных веществ. Широко применяли салеп также при заболевании желудка, от поноса (отчего ятрышник назывался еще завязным корнем), при чахотке.
В наши дни самовольные заготовки салепа запрещены. Моссовет и Мособлсовет приняли специальное постановление об охране дикорастущих растений Подмосковья, которым запрещается на территории лесопаркового защитного пояса Москвы сбор населением многих видов трав, в том числе и ятрышника пятнистого.
В южных районах страны ятрышники и вовсе оказались на грани исчезновения. Часть из них попала в красную книгу флоры СССР. Это ятрышники шаровидный, шлемоносный, дремлик, пурпуровый, бузинный и деревенский. В отличие от ятрышника пятнистого, который в лесу еще довольно обыкновенен, они редки и нуждаются в строжайшей охране. В отношении этих ятрышников строго запрещено как сбор цветов, так и выкопка растений. Помните: природа щедра только для тех, кто ее бережет.