Иногда в аптеке фармацевт рекомендует вам вместо одного, довольно дорогого лекарства купить другое, с аналогичным действием, но с другим названием и по более низкой цене. Или доктор, прописывая лекарства, предлагает вам несколько на выбор, в зависимости от материального состояния и наличия в аптеках. Дело в том, что каждый лекарственный препарат имеет два названия. Первое название — это международное непатентованное наименование (МНН). Оно отражает химические и фармакологические свойства препарата. Им пользуются специалисты, и под этим названием препарат будет узнан в любой стране мира. Часто МНН является химическим названием препарата, однако не всегда оно отражает формулу вещества, например: ацетилсалициловая кислота (более известная нам как Аспирин) или метамизол натрия (Анальгин). Непатентованным это наименование называется потому, что оно не защищено никакими патентами и любая фирма-производитель может наладить выпуск препарата под этим названием. Кроме того, существует еще торговое наименование, на которое фирмы-производители получают патент на определенный срок. Это то имя, под которым препарат продается на рынке лекарственных средств. Обычно оно является торговой маркой фирмы-производителя и охраняется патентным законодательством. Названия препарата могут быть самыми различными, в том числе и ничего не отражающими, зато звучными и красивыми. Часто торговое наименование созвучно международному непатентованному наименованию препарата (например, Галазолин — ксилометазолин, Метиндол — индометацин) или в нем так или иначе отражено его назначение (например, Спазмалгон для снятия спазмов и боли). Фирма имеет эксклюзивное право на производство лекарственного препарата с конкретным торговым названием, и никакая другая фармацевтическая компания не имеет права, не заплатив, его использовать. Кроме того, следует еще знать и о существовании так называемых дженериков (от английского слова «generic»). Так называются препараты с истекшим сроком патентной защиты. Дело в том, что, разрабатывая новое вещество, обладающее лечебным эффектом, и запуская его в производство и на рынок, фирма-производитель автоматически получает патент на свое изобретение и способ производства уникального лекарства. При этом фирма присваивает своему детищу какое-либо имя — торговое название. Патент обладает ограниченным сроком действия, по истечении которого любой другой производитель может наладить выпуск такого же препарата и не платить за использование чужого патента. Этот препарат будет иметь статус джене-рика. При этом препарат будет таким же, или почти таким же, но называться будет по-другому. Обычно джене-рикам дают названия по международному непатентованному наименованию, и у них на упаковке именно оно фигурирует в качестве торгового. Таким образом может поступить любой производитель лекарств. Поэтому в аптеке можно найти массу препаратов с одним названием, но от разных производителей. Джене-рики, как правило, дешевле оригинального лекарства, потому что фирмы-производители не затратили огромных средств на разработку и исследования препарата. Появляются дженерики, как правило, через 10—15 лет после выпуска оригинального лекарства. В этот период лекарство достаточно дорогое — фирме-производителю необходимо окупись расходы на разработку и тестирование препарата, продвижение его на рынке. После истечения срока патентной защиты рецепт действующего вещества становится доступным другим фармацевтическим компаниям, и они производят его уже по готовой технологии. Препарат-дженерик должен быть идентичен оригиналу по своему биологическому действию. Различаться он может по второстепенным компонентам — наполнителям, вкусовым и цветовым добавкам. В нашем справочнике все лекарства расположены по принципу: сначала дается международное непатентованное наименование, затем в скобках все торговые наименования, большая часть которых является дженериками. В соответствии с этим можно подобрать препарат, доступный по цене. Все препараты, указанные в скобках, практически идентичны.